Прежде чем говорить об открытом уроке, хотелось бы несколько слов сказать об уроке вообще, вернее, об учителе. Есть еще одна профессия, которая внешне очень похожа на нашу – профессия артиста. У нас тоже есть «сцена» - пространство у доски, у нас тоже есть «зрительный зал» - класс, и нам тоже нередко дарят цветы и аплодисменты. Но есть одно очень существенное отличие...
Каждый педагог желает быть эффективным на каждом уроке. Но жизнь вносит свои коррективы. Бывает и так, что нездоровится, или «драйва» нет, или вообще не успел хорошо подготовиться к уроку. Вот бы найти такую «волшебную палочку», чтобы и в этих случаях всё получалось «по высшему разряду».
Кажется, у меня это стало получаться. Как? Этим «секретом» я и хочу с вами поделиться, дорогие учителя…
Учитель-предметник подготовлен в основном к работе в «знаниевой» парадигме. А вот четкого и внятного ответа на вопрос о том, как обучать в деятельности (в деятельностной парадигме образования), как проверить эффективность урока с точки зрения новых целей образования — у учителя, работающего в основной и старшей школе, нет. Автор предлагает учителям метод разработки сценария урока в деятельностной парадигме.
Месяц назад меня попросили заменить серьёзно заболевшего учителя русского языка и литературы в соседней гимназии. Подумав, я согласилась вести уроки в 7-8 классах. Гимназия частная, элитная, со всеми вытекающими отсюда нюансами. Поэтому ровно через две недели администрация стала интересоваться, как я провожу уроки. Это всё вполне, как говорится, понятно, но вот форма анализа уроков в основном сводилась к фразе: «Вы всё делаете не так». Не скрою, обиделась: не вчера в школу пришла да и вообще… Чуть было не пала духом, но вспомнила про «режиссуру урока». А тут как раз открытый урок нужно давать. Я уже себе представляла, как меня будут по косточкам разбирать, но решила не сдаваться.
Каждая ошибка — это повод вернуться к материалу. Читать параграф — дело бесполезное. Ошибки надо прорабатывать. Но как? Обычная, принятая в школе работа над ошибками, как правило, формальна и не очень-то эффективна. К тому же дети её терпеть не могут. А в деле, которое касается живого языка, формализму и скуке не место. Маленькая рукодельная брошюрка «Проработка ошибок и неточностей» есть у каждого ученика. Как с ее помощью привнести в урок неподдельный интерес?
Шпаргалка — друг или враг, помощник или вредитель? Какова её роль в процессе обучения? И вот здесь все заинтересованные лица делятся на две группы: одни (в основном те, кто учится) — ЗА применение шпаргалки; другие (те, кто учит) — категорически ПРОТИВ, несмотря на то, что хотя бы раз в жизни да пользовались ею. Вроде бы шпаргалка — явный вред, поскольку ученик надеется не на свои силы, а на помощь извне. С другой стороны, шпаргалка может быть вариантом подготовки ученика к экзамену, контрольной и так далее, поскольку является каким-никаким, а конспектом. Кто прав?
В современной педагогике есть новая интересная педагогическая идея – «конструктор урока». Конструктор можно применять в качестве эффективного средства для «сборки уроков». Пользуясь приведённой в статье таблицей как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями может обозначить формулу конкретного урока. При использовании конструктора значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.