Итак, интеллект-квест – это обучение через игру, через интерес и развитие мышления, что используется ТРИЗ-педагогикой. Я проводила игровые квесты с 2014 года и неоднократно наблюдала, что дети отлично запоминают информацию, полученную в ходе квеста. Например, на одной из моих игр персонаж Географ задаёт командам вопрос на сообразительность: почему в южной части Европы на протяжении столетий строили водяные мельницы, а в северной Европе – в Голландии, на Балтийском побережье и в Скандинавии – предпочитали ветряные? Впоследствии участники игры уверенно отвечали, какие реки Европы всегда замерзают, а какие никогда, чем это обусловлено и как это отражалось на типе хозяйствования.
Сегодня я расскажу именно о географических квестах. Их несложно придумать, так как в основе уже лежит путешествие. И география – это такая область знания, которая тесно связана с историей, с биологий, геологией, культурой и так далее. А ещё у меня есть целая книжка в помощь начинающему квестоделу, но об этом позже.
ШАГ ПЕРВЫЙ в подготовке квеста – выбор сюжета. Он обусловлен темой, которую вы готовитесь проходить. Источник – книга, фильм, мультфильм или реальное путешествие, которое вы можете самостоятельно творчески обработать.
Например, я делала «Остров сокровищ»: участники искали пиратский клад, обнаруживая на маршруте зашифрованные записки, а по пути знакомились с географическими объектами. Вы вправе как угодно обыграть литературное произведение. Например, капитан Грант в вашей версии может путешествовать по 51-й (лондонской) параллели северной широты, и по глобусу можно проследить, через какие ещё края проходит эта параллель. Чтобы изучить полезные ископаемые в регионах нашей страны, можно придумать джентльмена-старателя, который ищет золотоносные породы, путешествуя по Британии. Солнечную систему и дальний космос можно изучать через «Автостопом по Галактике», где станциями будут планеты, звёзды или целые звёздные системы.
ШАГ ВТОРОЙ - выбор места и формата квеста. Зависит от количества времени, числа детей и того объёма сил, который вы готовы затратить. Если вы педагог, даже в классе реально сделать урок-путешествие: нужна презентация (виртуальное перемещение между станциями), задания командам на распечатанных листочках; в финале участники что-то ищут в школе или получают от ведущего.
Места:
- в частном доме;
- в классе;
- в школьном здании и на пришкольной территории;
- в городе (в идеале – парк);
- на базе отдыха или в парке;
- в музее.
На этом этапе вы также определяетесь с участниками:
- одна команда;
- несколько команд (соперничают – то есть, одна команда победит, или сотрудничают – то есть, поставлена общая цель).
Определяемся с типом квеста - линейный и нелинейный. Определиться просто: есть кого поставить на станции – можно делать нелинейный (каждая команда идёт на свою станцию). Если организатор один или есть один-два помощника, то все команды двигаются одновременно, но могут получать при этом каждая своё задание. Ещё раз: при нелинейном квесте – одна команда на одной станции. Первая команда идёт на первую станцию, потом первая команда идёт на вторую и т. д. Разрабатывается индивидуальный маршрут для каждой команды и время – сколько она будет на станции. Линейный квест: как в классической настолке – есть точка старта и точка достижения цели, до которой надо пройти определённое количество шагов. Обычно это 5–7 станций, и квест длится 1,5–2 часа.
ШАГ ТРЕТИЙ. Прописать ход игры, соблюдая дух квеста. Если вы, скажем, путешествуете в России до революции, то пишем с «ятями» и «ерами», используем меры вроде «аршин», «локоть», «верста». Если это капитан Немо – то для указания расстояния будут мили и льё, а не километры. Если это путешествие на Ближний Восток в начале XX века, то там ещё нет государства Израиль. То есть, мы придаём достоверность и соблюдаем стиль игры.
На этом этапе нужно продумать яркий финал! Квест – это игра, которая предполагает соревновательность и поиск! Мы что-то должны найти. Самый простой вариант – шоколадные монеты. Это подойдёт под многочисленные истории с кладами. В моей практике был квест-детектив, там дети собирали улики, чтобы восстановить картину преступления и вывести жуликов на чистую воду. Были квесты в стиле Гарри Поттера, где мы поэтапно находили артефакты – крестражи – и в финале их нужно было буквально уничтожить – сжечь, сломать и т. д. Это способ выпустить пар, эмоционально разгрузиться. В другом квесте требовалось растопить или разбить ледяные сердца из лапландского тайника Снежной королевы.
Можно дарить в финале книги, блокноты, географические карты, оставлять записки от героя, за которым следовали. В одном из квестов – научном – дети нашли сундук, в котором были воздушные шары, а на шарах были написаны названия различных лженаук, вроде астрологии или хиромантии. И дети решали, какие из шаров торжественно лопнуть.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. Наполняем станции заданиями. Обязательно разных типов. Примерное соотношение, которое я рекомендую:
- задания на знание материала, логику, эрудицию – 50 процентов;
- задания творческие, спортивные, поисковые – 20 процентов;
- открытые задачи (изобретательские, исследовательские) – 30 процентов.
Чередуйте их как вам больше нравится – исходя из своих целей и возможностей. Чисто интеллектуальные задания обычно составляют более половины квеста. С младшими школьниками увеличивайте количество творческих заданий и подвижных игр.
Спортивные задания разнообразны, их можно организовать даже в одной комнате. Например, мы изучали Средиземноморье через путешествие Одиссея. И на одной станции я с помощью бумажного скотча на полу делала лабиринт, и команды с завязанными глазами должны были паровозиком пройти его от начала до конца, при этом «зрячим» был только капитан, за которым все следовали. Это игра на командообразование. Или была станция, где дети должны были попасть в корзину маленькими пластиковыми мячиками. Можно использовать магнитный дартс или стрелы с липучками на конце.
Творческие задания, или «самоделкинские»: изготовление волшебных палочек или кинжалов, изготовление карты, строительство башни из спагетти и пастилы, моста из детских кубиков. Я нередко применяла также оригами и поделки из природных материалов. Можно дать детям на улице задание: сварить волшебное зелье, в котором должно быть что-то красное, что-то зелёное, что-то хвойное, что-то пушистое и что-то колючее.
Задания-«находилки» – это все виды спортивного ориентирования (в том числе с использованием компаса), обнаружение спрятанных подсказок, артефактов, задания на внимательность (найти код от кодового замка, написанный на чайном пакетике).
Интеллектуальные задания – это, во-первых, все виды логических загадок (можно взять в Интернете), головоломки, ребусы, шарады, кроссворды, даже математические задачи (например, дети решают примеры по математике, а ответы составляют номер телефона, по которому требуется позвонить, чтобы узнать следующий пункт назначения). Кроме того, это любимый мной «Куб из букв». Помещаете слова на определённую тему – скажем, столицы стран Европы – в табличку 30 на 30 клеточек, а пустые клетки заполняете случайными буквами. Побеждает команда, которая быстрее всех нашла слова.
Люблю также «соотносилки» (даёте очертания стран, а детям надо соотнести формы с названиями) и «узнавалки» (узнайте страну, реку, остров, флаг по картинке). Ещё один вариант – «расставлялки» (нужно расставить выданные картинки или названия по порядку – от самой длинной реки к самой короткой, от самого опасного для человека животного к самому безобидному и т. п.). Пазлы – все виды пазлов, которые дают подсказку или обучают (пазл-карта, пазл-таблица Менделеева, пазл-картина).
Исследовательские, изобретательские задачи – это область ТРИЗ-педагогики. Это важнейшие задачи для развития мышления ребёнка, предполагающие мозговой штурм, выдвижение идей, нахождение и критическую обработку информации. Например, «выбор ресурсов»: нужно из ограниченного числа ресурсов выбрать наиболее важные, стратегические для выживания одного человека, племени или страны. Открытые задачи – это задачи с множественными вариантами ответов. Около 120 таких упражнений с опорными ответами вошли в сборник «География: открытые задачи» (автор – Анна Кутузова), изданный в России «Вита-Пресс».
Примеры:
1. Подземные пещерные комплексы с их лабиринтами разветвлённых ходов представляют безусловную опасность для неопытного человека. Заблудиться в них совсем несложно. Представьте, что два туриста заблудились в такой пещере и не могут связаться с внешним миром по мобильному. У них с собой лишь четыре свечи, коробок спичек, нож, мыло и моток верёвки. Как лучше всего организовать поиск выхода, чтобы не исследовать одни и те же коридоры по нескольку раз? Как экономить свечи в темноте подземелья?
2. Ежегодно в среде профессиональных альпинистов обсуждают так называемые «лестницы на Эверест». Высочайший пик Земли в ближайшие годы получит довольно протяжённые ступени и перила в труднопроходимых местах. Эта работа уже выполняется шерпами. Приведите аргументы за и против этого проекта.
3. Весь мир знает про извержение вулкана Везувий, погубившего Помпеи, но склоны огненной горы буквально облеплены человеческим жильём… И таких примеров – множество! Почему, несмотря на очевидную опасность, люди с древнейших времён и до наших дней селятся вблизи вулканов и даже на их склонах?
4. Вам на спор предложили в течение месяца пить воду только из океана. Какие существуют способы выиграть спор?
5. Один человек совершенно серьёзно утверждал, что на него с небес свалились деньги – целая горсть монет. Как это может быть правдой?
6. Профессор Аронакс во время путешествия нашел две раковины моллюсков. Обе они принадлежали к одному виду – простая пурпурная олива, класса брюхоногие. Раковины были одного размера. Однако одну из них Аронакс продал за 3 доллара, а другую – за 7 тысяч долларов. Почему?
Подводя итог, отмечу, что интеллект-квесты – это ещё и прекрасное семейное мероприятие, в таких играх с удовольствием участвуют люди всех возрастов. Попробуйте сделать свой первый квест с минимальным бюджетом – и вы убедитесь, что это под силу каждому!