Педагогические приемы иезуитов
«Как страшен может быть разум, если он не служит человеку».
Магеллан еще не совершил первого кругосветного путешествия, когда Игнатий Лойола уже искал единомышленников. До выхода в свет труда Коперника о гелиоцентрической системе мира оставались десятилетия, когда Организация, основанная Лойолой, имела разработанную теорию и практику воспитания личности...
Вторая мировая война, ядерная бомба, исследования Космоса, первые люди на Луне... Организация уже существует практически во всех странах, располагает 150 центрами подготовки по всему миру, выпускает периодические издания и книги. Все попытки уничтожить это общество не удались. Имя этой организации — «Societas Jesu» (лат.), — «Общество Иисуса» или «Орден Иезуитов»...
В чем же сила и жизнеспособность Ордена? В строгой конспирации и жесткой дисциплине? В унизительных наказаниях? Во взаимном шпионаже и абсолютном авторитете главы Ордена?
На протяжении почти 500 лет существования Ордена важнейшую роль в формировании мышления и цели жизни каждого иезуита играют «Духовные упражнения», составленные в 1522 году основателем ордена Игнатием Лойолой [1]. Лойола понял: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его... воображения. Он не останавливается на пожеланиях и проповедях — он требует действия: выбора цели жизни. Для достижения этого необходим умело разработанный комплекс упражнений, причем таких, которые лучше всего соответствовали бы поставленной цели. Работая над «Духовными упражнениями», Лойола хотел убить способность к самостоятельному мышлению, привить иезуиту фанатичную веру. Впрочем, «он никогда не имел в виду полного и разностороннего развития личности, как о том мечтал Леонардо да Винчи, он никогда не предоставлял доброй воле индивидуума заботы об определении размеров и характера своего умственного развития» [2, с. 145].
Каждый иезуит должен проделать духовные упражнения в течение 40 дней дважды в своей жизни — при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты ежегодно по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры — уединенная келья. Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь только с духовным наставником и исповедуясь ему. Необходимо уйти в самого себя, живя лишь одними мыслями и воображаемыми образами...
Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их «нужно не прочитать, а пережить». «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь перевертывается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», — отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы [3, с. 132].
Какими же правилами руководствуются иезуиты? Книга открывается введением «Начало и основания», дающим «понимание жизни», которое должен усвоить иезуит. Далее следуют упражнения, расписанные по дням и часам на 4 недели. Рассмотрим коротко логику построения курса и содержание упражнений.
Предмет для размышлений на первой неделе — фундаментальные положения: «Грех», «Божий суд» и т. п. Цель — пересмотр своей жизни. На 2-й неделе обучающийся должен научиться созерцать «Царство Христово» и далее — размышлять о смирении, любви к Христу... Цель — убедить в следовании, послушании и служении Христу. Цель 3-й недели — усилить в иезуите любовь к Христу и Церкви, укрепить его в раскаянии и самоотречении. Содержание упражнений на этом этапе — размышления и созерцания на тему «Жизнь Иисуса». Цель 4-й недели — вызвать фанатизм разума, эйфорию чувств и целенаправленность воли. Содержание: размышления над событиями жизни Христа от Рождества до Вознесения.
Таким образом, в итоге достигается цель не по воздействию на отдельные решения субъекта, а по перестройке всей его психики и чувственного восприятия жизни. «Упражняющийся» как бы находится внутри выстреленного из пушки ядра. Путь назад отрезан». [3, с. 138].
Остановимся подробнее на методике проведения упражнений.
- Во-первых, существуют предварительные упражнения, то есть, осуществляется «подводка» обучающегося. Каждый вечер, прежде чем лечь спать, иезуит должен самостоятельно продумать то, что он будет созерцать на следующее утро. Утром, во время одевания и в течение получаса, предшествующего «созерцанию», иезуиту рекомендуется мысленно повторить то, чем ему вскоре предстоит заняться.
- Во-вторых, обучающийся должен представить конечный результат конкретного упражнения: он просит у Бога того, чего он хочет достичь в качестве практического результата «созерцания», по возможности чего-нибудь реального, полезного для его собственных «духовных нужд».
- В-третьих, прежде чем приступить к выполнению упражнения, приближаясь к месту молитвы, обучающийся останавливается в 2-3 шагах и внушает себе, что Бог смотрит на него. Далее следует подготовительная молитва. Следующий шаг еще не само упражнение, а «подготовка почвы». Следует представить себе объект, который ему предстоит «созерцать». Основная часть «созерцания» разделена на пункты и параграфы, то есть, упражнение разбито на небольшие и сравнительно легкие «шаги». Первые объекты созерцания легки для воображения: эпизоды из жизни Иисуса, Марии и т. д. Последующие более сложны и абстрактны: тайны загробного мира, чистилище, ад, милосердие, грех. В любом случае предмет упражнения должен быть таким, чтобы заполнить час времени.
Практически каждое упражнение основано в той или иной степени на самовнушении. Например, «следует повторять самому себе, что ад существует, представлять себя, насколько это возможно, навеки пребывающим во всепожирающем огне, в абсолютном мраке, безо всякой надежды, и повторять это сто раз в течение часа» [3, с. 127]. Есть в арсенале иезуитов и
би-упражнения. Так, обучающийся должен представить армию Сатаны на равнинах Вавилона и самого Сатану, обращающегося к своим демонам с речью. Затем необходимо сменить картину воображения и «увидеть» иерусалимскую равнину и Христа среди своих учеников. Смену картин предписано повторять несколько раз. Благодаря полярному противопоставлению двух сцен, это упражнение является непосредственной подготовкой к основному акту — выбору жизненного пути.
Методически каждый шаг связан с упражнением «трех способностей»: памяти, воли и интеллекта. Помимо этого используется упражнение на «применение чувств». Оно состоит в созерцании предмета с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Например, приводится способ созерцания ада: «Представить себе ад:
- в длину, ширину и высоту объятый пламенем;
- слышать жалобные вопли и стоны, пронзительные крики, проклятья, смешанные с ропотом бушующего пламени;
- запах дыми, серы, смолы и всякой гнили, наполняющий страшную пропасть;
- ощущать горчайший вкус слез, проливаемых грешниками;
- жар всепожирающего пламени...» Цит. по: [5, с. 249].
Впечатление усиливается предписанными самоистязаниями, «бичеванием тела до крови, впрочем, чтобы язвы не доходили до костей» [5, с. 250].
Тонкий знаток человеческой психики и весьма изобретательный автор «Упражнений» в течение 1-й недели погружает обучающегося в царство ужаса. Дни и ночи проходят в невыразимом смятении. Для введения иезуита в такое состояние служат, например, упражнения следующего типа. Новопосвященному предлагается присутствовать даже... при собственной кончине. «Он видит своих родных, рыдающих вокруг его кровати, слышит погребальный звон колоколов, видит себя в гробу, зарытым в землю и наконец, присутствует при разложении собственного тела» [5, с. 250]. В конце недели обучающийся сдается, уступает внушению, исповедуется и успокаивается... В данном случае переход из отрицательного к контролируемому положительному эмоциональному состоянию является педагогическим приемом.
Кроме того, автором «Упражнений» используются специальные методы молитвы, надзор за исполнением упражнений и т. д.
В настоящей статье автор не ставил задачи дать характеристику деятельности иезуитов с исторической, политической, нравственной и моральной стороны. Заметим — как объект анализа с позиций ТРИЗ и ТРТК «Орден иезуитов» интересен еще и
- опытом решения жизненных изобретательских ситуаций;
- логикой развития коллектива.
Оценки же исследователей «Духовных упражнений» различны и часто противоречивы. С практической и методической точки зрения нам представляется наиболее точной оценка А. Тонди, испытавшего на себе силу «Упражнений»: «До создания Ордена у церкви не было ничего подобного и, кроме ордена иезуитов, нет и теперь» [3, с. 125]. Действительно, почти 500-летняя деятельность организации свидетельствует о воспроизводимости «Упражнений» и их эффективности по достижению поставленной иезуитами-наставниками цели.
Таким образом, «Духовные упражнения» имеют вполне определенную цепь, носят системный характер, методически разработаны. Они затрагивают не только интеллект, но и эмоции, физиологию и сводятся к управлению памяти, интеллекта и воли. «Упражнения» являются фокусом духовной жизни иезуитов и способны преобразовывать стиль собственной жизни.
Мы намеренно выбрали в качестве информационного фонда материал по деятельности «Ордена иезуитов» в силу интересных особенностей, а также неизвестности материала тризовцам.
- Во-первых, иезуитам удалось построить работоспособную, тиражируемую и эффективную педагогическую систему, надежно работающую уже 500 лет (естественно, другое дело — чему учили отцы-иезуиты).
- Во-вторых, в отличие от занятий по ТРИЗ, где используются, в основном, отдельные педагогические находки, иезуиты создали именно систему упражнений, где каждое последующее вытекает из предыдущего.
- В-третьих, все упражнения иезуитов — не просто холодная интеллектуальная игра с информацией, а именно «прочувствование» и даже «проживание» каждого упражнения. Недаром многие упражнения педагогической системы К. С. Станиславского близки к упражнениям иезуитов [10].
В чем цель настоящей статьи? Сам автор рассматривает данную работу как:
- информационную карточку в картотеку «Эффективно работающих педагогических систем»;
- возможное предупреждение — на конкретном примере — о последствиях использования педагогических систем, где ученики лишаются свободы выбора, какой бы он ни был...
Заканчивая статью, автор сообщает, что в следующий раз он намерен рассказать о системе А. С. Макаренко, и приносит благодарность И. Д. Викентьеву за помощь в работе над статьей.
Литература
1. Loyola I.de Obras completas. — Roma-Madrid: 1952.
2. Бемер Г. Иезуиты. — М.: 1913. — 454 с.
3. Тонди А. Иезуиты. — М.: изд-во иностранной литературы, 1955. — 331 с.
4. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Том 1, СПб, М.: 1868. — 352 с.
5. Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего времени. Том 2, СПб, М.: 1869. — 307 с.
6. Быков А. А. И. Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб, 1891. — 106 с.
7. Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. 2-е изд. — М.: Мысль, 1985. — 217 с.
8. Новый завет Господа нашего Иисуса Христа. (В русском переводе с параллельными местами и приложениями.)
Издательство «Жизнь с Богом», Брюссель, 1979. — 758 с.
9. Священные книги Ветхого и Нового Завета. Вена, 1878. — 260 с.
10. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. —М., 1990.
11. Самарин Ю. Ф. Иезуиты и их отношение к России. — М., 1870. — 510 с.
12. Хазов А. Иезуиты готовы служить повсеместно. — Обзор советской и зарубежной прессы «24 часа», 1991, № 14 (95),
5 апреля 1991, с. 9.