«Рисуя» историю
Наглядная, или опорная, конструкция (ОК) — любой текст, которому придана определённая структура для более быстрого и эффективного восприятия информации, а значительная часть смысловой нагрузки перенесена со слов на графические изображения. Только наглядная конструкция способна одномоментно показать большую или меньшую часть этого содержания, сделать видимыми очертания всего текста.
Конструкция, выводимая на экран, с большей визуализацией смысла, соответственно, быстрее прочитывается/просматривается. Показывая графический образ смысла, можно значительно ускорить процесс восприятия. Эффект будет ещё более значительным, если этот текст появится на экране компьютера. Он не должен содержать «лишних» слов. Сомкнутые ряды строк заменяются прозрачной словесно-графической конструкцией из обозначений.
Электронный текст неравнозначен печатному. Содержание, демонстрирующееся на экране, требует соответствующего оформления. Это неизбежно влечёт изменения как в устоявшейся системе предъявления материала, так и в привычных способах восприятия его смысла. Компьютер перестал быть только вспомогательным средством обработки печатного текста.
Сделать содержание текста более мобильным (с учётом характера излагаемого материала) можно:
- выделив особо взаимосвязи и взаиморасположение элементов;
- применив сокращения и аббревиатуры;
- использовав графические обозначения (до 60–70% текста);
- обыграв свободное, «фигурное», написание и расположение слов.
Баланс компонентов наглядной конструкции определяется:
- характером представляемого материала (содержанием, объёмом);
- выделением либо понятийной, либо фактической стороны содержания;
- особенностями авторского взгляда на представляемоеявление или факт.
Перечисленные факторы сказываются на степени выразительности и ёмкости конструкции. Её графическое выражение может быть самым разным. Жёстких ограничений нет. Стоит только помнить: ставится задача выразительнее обозначить смысл содержания, а не перекодировать текст.
Фрагмент ОК «Нашествие монгольской орды»
На Востоке, далеко от русских княжеств, в степях кочевали племена монголов и татар. Это были отличные наездники и стрелки из лука. В 1206 г. Темучин объединил кочевников под своей властью. Создав государство, он провозгласил себя Чингисханом.
Монголы были народом–воином. Объединенные в орде железной дисциплиной, (если бежал с поля боя один, то казнили десяток), они стали грозной силой. Чингисхан завоевал Среднюю Азию и Кавказ. Часть его войска вторглась в землю половцев, те попросили помощи у русских князей. На реке Калке в 1223 г. объединенное русскополовецкое войско было разбито.
В 1227 г. Чингисхан разделил свои владения на отдельные частиулусы. Старшему сыну Джучи достались западные земли и те, которые будут завоеваны за Уралом. Однако Джучи погиб, и поход к «последнему морю» возглавил его сын Бату.
В 1236 г. Орда пошла Запад. Первым крупным городом, уничтоженным монголами на пути, был Булгар. Зимой 1237 г. полчища кочевников вторглись в пределы Рязанского княжества. Рязань выдерживала осаду несколько дней, с 15 по 21 декабря. Владимир осуздальский князь Юрий не помог соседям.
Преодолев сопротивление русских у Коломны, монголы 4 февраля подошли к Владимиру, а уже 7 февраля город пал. Юрий еще раньше покинул свою столицу и отступил на север своих земель 4 марта 1238 г. войска князя были разбиты на реке Сить. После этого организованного сопротивления монголам северовосточная Русь не оказывала.
Содержание наглядной конструкции — информация, считываемая с опоры. В зависимости от качества прочтения содержательная сторона одной и той же опоры может быть разной и по объему, и по глубине.
Текст наглядной конструкции — совокупность обозначений и ключевых слов.
Знак — специальное графическое изображение, представляющее предметы, свойства или отношения, используемые для приобретения, хранения и переработки информации (знаний).
Обозначение — условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении.
Обозначения — основные элементы опорных конструкций. Образно оформленные, они превращают ОК в наглядные картины. Соотнесение изображений, представляющих собой зримый образ явлений с существенными чертами последних, превращает обозначения в символы. Символический знак — основообразующий компонент знаковых наглядных опорных конструкций.
- связка (фрагмент) — несколько обозначений, соединённых определённым образом и передающих небольшой самостоятельный эпизод, — отделяется пробелом.
- блок (часть) — совокупность 3–8 связок, охватывающая один из разделов темы, выделяется рамкой.
- уровень — масштаб обозначений, соответствующий степени сложности или значимости передаваемого ими содержания, устанавливается размером и характером написания.
Информационные технологии предполагают перевод текста в формат, который позволяет разместить его на экране. Эффективность средств графического выражения сути явления или факта можно усилить, используя современные возможности их электронного представления. Полученные электронные тексты легко хранятся, передаются, тиражируются и — очень важно — видоизменяются. Менять можно не только объём, но и формат представления. Нам остаётся только вспомнить, как графический текст создаётся с помощью компьютера, например, в такой широко применяемой программе, как Word.
Для создания и настройки обозначений используется панель инструментов Рисование. Чтобы нарисовать графический объект «волхв», нажимаем кнопку Линия и с помощью указателя мыши начнём творить образ. Наш «волхв» состоит из 5 элементов. «Ручки-ножки» — два коротких отрезка перекрещивающихся под углом ~45° рисуем, удерживая клавишу Shift, что-бы обеспечить нужный наклон, затем выделяем и группируем оба элемента. Тем же инструментом проводим «туловище». Посредством инструмента Овал приделываем «голову», опять удерживая клавишу Shift, чтобы она оказалась круглой. При необходимости её заливаем: выделяем окружность с помощью кнопки Выбор объектов (щелчок мыши), раскрываем меню Формат/Границы и заливка/. Жрецу необходима «борода»: рисуем её инструментом Рисованная кривая/Автофигуры/Линии.
Чтобы «волхв» получился пропорционально сложенным, необходимо осуществить подгонку отдельных элементов. Делать это лучше при увеличении до 500%, если мы создаём небольшой объект в тексте конспекта. Не забыв разгруппировать объект, а затем выделив отдельно редактируемый элемент, раскрываем меню Действия, выбираем команду Начать изменение узлов и действуем мышкой, сокращая или увеличивая размеры, меняя положение объекта.
При необходимости, дважды щёлкнув на каком-либо элементе нашей фигуры, вызовем диалоговое окно Формат объекта: вкладки Размер и Размещение. Корректируя численные значения в соответствующих окнах, мы можем автоматически изменить как размеры, так и положение отдельных частей «тела». Иногда только таким образом всё ставится на свои места потому, что мышка ведёт себя капризно, когда работает с небольшими объектами. Правда, можно пойти другим путём: нарисовать большого человека, во весь экран, а затем изменить его параметры до нужных с помощью тех же вкладок. Базовое обозначение готово; добавляя к нему новые элементы или расчленяя его, мож- но создавать новые (поклонение ).
Создание электронных версий наглядных конструкций с помощью специальных графических программ на порядок улучшает их дизайн, делает более выразительными и по качеству исполнения приближает к хорошей иллюстрации. Одной из таких программ является пакет CorelDRAW. Основное его применение — разработка логотипов и эффектных заголовков — как нельзя более удачно может реализовываться при составлении наглядных конструкций.
Работая с ОК, можно идти двумя путями: либо сжимать текст уже имеющихся (нескольких или одного) развёрнутых опорных конструкций до «сухого остатка», либо, воспользовавшись другим материалом, осмыслить его и свести к ключевым словам (часть из которых заменяется обозначениями-символами). В первом случае наиболее трудная часть работы — поиск композиционного решения, которое позволяло бы максимально полно и глубоко донести смысл отображённого наглядной конструкцией явления.
Древняя Русь
Варианты знаковой наглядности:
- сигнал — предельно лаконичное изображение, состоящее из нескольких соединённых между собой обозначений, заставляющее вспомнить определённую информацию;
- формула — компактная, отличающаяся композиционным единством конструкция, предлагающая тот или иной вариант осмысления исторического факта;
- конспект, или опорный конспект (ОК) — развёрнутая наглядная конструкция, составленная из нескольких блоков, передающая сведения о значительном событии или явлении общественной жизни.
- «плакат» — укрупнённая, «яркая», моноблочная НК.
Графическая конструкция, утверждающая, что Борис и Глеб — сыны божьи. Напишем инициалы князей кириллицей, добавим ключевые даты, соединив их титлом, передававшим цифровое значение букв. Обычно же это знак над сокращённым написанием слов. И получим слово «Бог».
Графическая форма сообщения знаний, соединённая с электронными средствами предъявления, как механизм раскрытия смысла изучаемых фактов и явлений — суть предлагаемой автором концепции наглядного представления учебного текста.
*Опорные конспекты составлены по тексту учебника Л.А. Кацвы.
Перепечатано из журнала «Педагогическая техника» №4-2008.