Креатив-бои в Казахстане: клуб любителей ТРИЗ
в «Назарбаев, Интеллектуальные школы»
Проводим уже третий раз креатив-бой, состав участников снова на 50% новый. Учащиеся узнают о креатив-боях, проводимых в школе, от друзей и одноклассников. В силу занятости детей, занимающихся в школе НИШ1 полный день, им редко удаётся найти время на клуб любителей ТРИЗ. Но, есть те, которые не пропускают ни одину игру, ни одно занятие по развитию изобретательских навыков. Занятия проходят в различных формах, например, через применение принципов дизайн-мышления, также решение открытых задач, используя приемы ТРИЗ и другие подходы. Сейчас еще не сформировались традиции или определенная программа, так как хочется охватить одновременно много путей, провести исследование в действии применения разных технологий. Успевай только проводить анализ того, что запомнил, записал, сфотографировал. Новую струю свежего воздуха, которая поддержала исследовательскую школу, снова воспламенив детскую потребность в решении открытых задач, внесли креатив-бои.
Первые два боя проходили очень шумно, дети несерьезно отнеслись к игре, воспринимая это как одно из очередных развлечений. Но, постепенно, с пониманием, что отличные решения требуют сосредоточенности и собранности, наступала относительная тишина. Игра с болельщиками проходила более научно, чем в командах. Видимо, получение оценки в интерактивном режиме, да ещё от эксперта, влияет на работу ума. Успокоить учащихся, возбуждённых обсуждением идей, было проблематично. Сработала следующая стратегия: группы уже на второй игре были усажены очень близко, чтобы некоторые мысли, высказанные громко, можно было услышать оппонентам. Поэтому для сохранения тайны, членам команды пришлось вести переговоры очень тихо. Ещё одна идея для дисциплинированного проведения игры — ввести не только начисление баллов, но и убавление. Т.е. при нарушении дисциплины как у болельщиков, так и у команд отнимаются по одному баллу за каждое проявление неуважения, громкого несогласия с решением, шумного поведения и т.п.
P.S. Надо сказать, что через пару игр последний приём можно было уже отменить. Успокаивать учащихся необходимости не возникало.
В этой игре имеется сложная задача, которую решают не школьники, а учитель, член жюри — это правильно оценить решение. Какие критерии необходимо учитывать при выставлении баллов за ту или иную идею? Основные параметры оценки изложены в пособии [1] для проведения креатив-боя. Гораздо легче с болельщиками: раздавай за идеи карточки и «в ус не дуй»! Но не все так просто: они могут повториться, хотя изложат это другими словами, могут не учесть ограничений, указанных в условии. Например, в задаче «Китайский храм» предложение учащихся — приходить людям в красивых одеждах с замысловатыми узорами —некоторые другие учащиеся пытались модифицировать: приносить с собой предметы с узорами (за это можно карточку дать). Но, на втором предмете уже баллы перестали начисляться, нужно было сменить идею. Когда мысли переключались на современные технологии, которые доступны, то первая идея оценивалась бы высоко, а остальные ниже, но карточки получали всё равно.
Ещё одна проблема, возникшая совсем неожиданно. Команда, состоящая из учащихся, обучающихся на казахском языке, но владеющая русским языком, всё-таки понимала вопрос по-своему. Огромное количество фразеологизмов, присутствующее в казахском языке, накладывает отпечаток на восприятие и представление сути вопроса. Например, живая вода в задаче про Змея Горыныча учащимися была воспринята как чистая вода или спасающая вода. В воображении детей это воспринималось как вода, которая может быть получена любым путем, но достаточно чистой, почти дисцилированной. А другие дети предложили решение, которое при отсутствии воды позволяло её добыть. Как же оценить эти решения справедливо? К сожалению, пришлось им присвоить низкие баллы, так как задача содержала фразу: «Где ручей подземный с живой водой — известно», поэтому извлечение иной воды из неожиданных источников не принимается, а вот метод можно оценить. В итоге, более 5 баллов по 10-бальной шкале за такие ответы не давалось.
После третьей игры постоянные участники выразили желание присутствовать далее в качестве жюри. Но, после того, как они попробовали оценить ответы, выяснилось, что необходима тренировка и осведомленность в приёмах устранения противоречий. Сначала жюри предлагается делать акцент на том, что задача решается изобретательским подходом, а не «побегом от проблемы». Например, в задаче «Невеста по жребию» учащиеся предлагали удрать жениху с невестой, убить царя — эти решения получили низкий балл. После усвоения этого урока, молодое жюри тренируется соотнести идею в решении и изобретательский приём. Дальше — больше.
При всём при этом, главное для учителя — создать творческую атмосферу и постараться помочь учащимся получить удовольствие от процесса моделирования и поиска интересных идей. Жюри и ведущий должны проявлять мастерство при объяснении своей оценки, чтобы вдохновлять школьников.
После проведения боя, обязательным этапом стало объяснение приёма для решения изобретательской задачи. К примеру, на первом занятии это был приём — «Сделай наоборот». Учащимся предложили просмотреть снова свои листы и найти идеи, в которых использовался этот приём. После второй игры возникла потребность познакомить учащихся с приемами: «принцип дробления», «измени пространство». Решение задачи «Сапоги для гусей» (прогнать гусей сначала через грязь, потом через солому, затем высушить птиц и, таким образом, обуть их) привело всех участников процесса в радостный восторг. После игры по просьбе детей было дано название принципу, использованному в этой задаче: «обратить вред в пользу», т.е. грязи боимся, но используем для создания полезной составляющей. Конечно, это решение обсудили после игры, и возникло много претензий: обувь жесткая — сотрет ноги еще больше и др. Но, всё-таки это решение было оценено очень высоко, так как оно было нестандартное, идеальное по использованию ресурсов, и был применён изобретательский приём.
В качестве домашнего задания учащиеся должны были к следующему занятию на этой же неделе подготовить примеры из жизни, в которых реализован тот или иной изобретательский принцип. Но... над этим нужно работать. Получилось, что статья посвящена в большей степени исследованию мотивации к исследовательской деятельности, чем анализу реальных достижений за небольшой период работы с изобретательскими задачами через креатив-бои. Когда накопиться больше опыта — этому будет посвящена следующая статья.
Эмоциональный и увлекательный поиск идей
Секретарю нужно успеть сформулировать и кратко записать идеи
Литература:
Анатолий Гин, Александр Кавтрев, «Креатив-бой»: как его провести: метод, пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образования — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
1. НИШ — проект «Назарбаев, Интеллектуальные школы» в Казахстане