Проблема: сочинения (рассказы) учащихся по картине достаточно однообразны, маловыразительны, описывают события «здесь и сейчас» с точки зрения стороннего наблюдателя.

Цель: научить учащихся составлять творческие рассказы по сюжетной картинке.

Новизна: актуализация словарного запаса учащихся, активизация различных каналов восприятия, рассмотрение сюжета картины в динамике и с разных точек зрения.

Содержание: в основу работы положена авторская методика обучения рассказыванию по картинке педагогов И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс (Латвия).


Предлагается следующая последовательность работы:

Название этапа:Формулировка задания для детей:
Аналитический этап – Назовите все предметы, которые  вы видите на картине (ответы детей учитель на доске записывает в виде символических рисунков или словами).
Синтетический этап – Составьте предложения из заданных двух (трех, четырех) слов (выбранные слова учитель соединяет линиями на доске; нужно постараться, чтобы все слова были связаны между собой).
Восприятие объектов с помощью различных органов чувств  – Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины. Какие звуки вы бы могли услышать? Какие бы уловили запахи? Что можно было бы попробовать на вкус?  Что почувствуете, если дотронетесь до…
Использование выразительных средств речи (составление
загадок и метафор)
– Придумайте, на что похож… – С чем можно сравнить…
– Назовите, какие признаки есть у…
– Что может делать…
Преобразование сюжета во времени – Что могло быть перед тем, как… (называется ситуации, изображенные на картине).
– Что произойдет после того, как…
Восприятие сюжета с разных точек зрения – Придумайте рассказ от лица … (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект). – Опишите, что думает …., если он сейчас (заболел, или обрадовался, или торопится, или ему одиноко…)
Смысловая характеристика картины – Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины (учитель предлагает 4-5 пословиц различной тематики.

Рекомендуемая литература:

  • Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинки без запинки: методика рассказа по картинке. – СПб: Изд-во ООО «ТРИЗ-Шанс», 1995.
  • Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.
  • Сидорчук Т.А. «Пьем по утрам остаток черной ночи…», или два приема составления метафор // Педагогика+ТРИЗ: Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования / под ред. А.А. Гина. – М.: Вита-Пресс, 2000.

Занятие 1. Чуковский К.И. Айболит

Аналитико-синтетические виды работ по картинке

1. Игра «Поле чудес»

На доске 7 клеток, ученики по очереди называют буквы алфавита, если данная буква есть в слове – она записывается.
Отгадка – слово «Айболит»

таблица 1

2. Обсуждение сюжета сказки

Что вы знаете про Айболита? Где он жил, чем занимался? Почему звери любили Айболита? Как он их лечил?

На доске или на экране появляется иллюстрация к сказке «Айболит»: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…».

1.1.Айболит

3. Упражнение «Подзорная труба»

Представьте себе, что у вас в руках подзорная труба (складывается из листа бумаги или из двух кулачков). Когда вы в нее смотрите, то видите только один объект. Назовите его…

Учащиеся по очереди называют объекты, учитель записывает в кружочки первую букву, с которой начинается данный объект.

Когда все основные объекты названы (на доске изображено 15-20 кружочков), учитель предлагает классу хором вспомнить, какой объект обозначает та или иная буква.

4. Упражнение «Соединялки»

У нас получились отдельные слова, но на картинке они связаны между собой. Давайте составим из них предложения…

Учитель соединяет линиями два любых слова, предлагает придумать с ними предложение.

Для активизации словарного запаса вначале рекомендуется соединять слова из близких, затем из далеких по смыслу тематических групп. Например, «корова – бабочка», «дерево – барбос», «зайчонок – облака», «халат Айболита – лиса» и др.

Желательно, чтобы по каждой паре слов дети придумывали несколько предложений, тогда можно оценить их разнообразие и оригинальность.
Например: «Бабочка показала корове дорогу к доктору Айболиту.», «Тень от барбоса падает на дерево.», «Зайчонок смотрит на облака, чтобы не бояться.», «Кончик хвоста лисы такой же белоснежный, как и халат Айболита».

В зависимости от индивидуальных особенностей класса возможно составление предложений из 3-4 заданных слов.

Таким образом, на доске получается рисунок из пересекающихся линий.

Учащимся предлагается придумать, на что похоже полученное изображение (на спутанные нитки клубка, на следы коньков на льду, на кучу хвороста, на паутину и др.).

5. Решение изобретательской задачи

К Айболиту прибежал паучок (учитель показывает изображение на доске или на экране). Как вы думаете, что у него может заболеть, на что он может пожаловаться? Как доктор Айболит может его вылечить?

1.1. паучок

После обсуждения «диагнозов» (болят лапки, потому что споткнулся; болит живот – объелся мух) и «рекомендаций», «здоровый» паучок предлагает ученикам отгадать его секрет: почему мухи к паутине прилипают, а сам паук – нет?

Учащиеся высказывают предположения, учитель их комментирует и дает правильный ответ: нам кажется, что все нити паутины одинаково липкие и поэтому мы думаем, что паук как-то «специально устроен», чтобы не прилипнуть, как будто у него есть щетинки на лапках или он выделяет какую-то смазку… Но на самом деле среди нитей паутины есть не липкие, именно по ним паук и передвигается (а если вдруг сам попадет на липкие нити, то тоже прилипнет).

6. Речевая разминка

Учитель рассказывает фрагмент стихотворения:

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
– Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»…

– Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?!

– Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо.

Последний столбик повторяется несколько раз как скороговорка (можно заранее его записать на доске или показать на экране).

7. Физкультминутка

И встал Айболит,
побежал Айболит,
и одно только слово
твердит Айболит:
– Лимпопо! Лимпопо! Лимпопо!

Учитель называет различные способы передвижения Айболита (идет, бежит, летит, плывет и др.), учащиеся соответственно их изображают (имитируют).

8. Упражнение «Эрудитка»

На доске или на экране открываются изображения различных животных, нужно оставить только тех, кто живет в Африке (вместо рисунков могут быть названия).

9. Игра на внимание «Что изменилось?»

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

Учитель выставляет 7-8 рисунков (названий) животных в ряд, когда ученики закрывают глаза – карточки меняются местами, добавляются либо убираются, нужно назвать произошедшие изменения.

10. Игра-классификация «Что есть только у меня?»

Учитель предлагает назвать, кто из животных отличается от всех остальных и по каким признакам, причем не только внешним, но и особенностям питания, проживания и т.д. Например, только у льва есть грива, только у слова четыре коленки, только обезьяны питаются бананами и др.

По ходу исключения рисунки убираются: животные «уходят» домой.

11. Решение проблемной ситуации

Все звери ушли в джунгли, а как Айболиту вернуться домой, ведь его там ждут лесные звери?

Примеры ответов учащихся: плыть на чемодане, лететь на листе пальмы, сделать плот, а вместо паруса прикрепить халат и др.

12. Подведение итогов занятия

Учитель предлагает учащимся вспомнить случаи, когда они помогали различным животным (птицам, насекомым), т.е. когда бы они о себе могли сказать: «А я тоже Айболит!».

Занятие можно закончить прослушиванием песни о доброте или о природе, например, «Не дразните собак!». 

Занятие 2. Чуковский К.И. Федорино горе

Активизация органов чувств

1. Упражнение «Проверка памяти»

Учитель в течение одной минуты демонстрирует иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Муха-Цокотуха», затем убирает ее и задает вопросы по содержанию иллюстрации.

1.2.цокотуха1

Исходя из особенностей класса учитель выбирает вариант проведения данного этапа: фронтальный опрос учащихся; работа в парах, когда учащиеся шепотом отвечают по очереди друг другу; индивидуальный опрос в виде письменного теста.

Для активизации памяти желательно использовать открытые вопросы (например, «Какого цвета платочек был на голове у мухи?») и вопросы-ловушки (например, «Платочек у мухи был синего или зеленого цвета?» (а на самом деле платочка не было вообще)).

2. Игра «Вопрошайка»

Чтобы правильно ответить на вопросы, вам нужно было хорошо запомнить, что было изображено на рисунке. Но бывают такие вопросы, ответ на которые «не нарисованы», их можно только предположить. Например, «Почему муха пошла по полю, ведь обычно мухи летают?», «Откуда в поле взялась денежка?» и т.д. Попробуйте сами придумать такие вопросы…

Игра может проводиться в виде соревнования между рядами: кто больше придумает вопросов, можно отдельно учитывать оригинальность вопроса, добавляя за него дополнительный балл. 

3. Работа в группах по восприятию картины с помощью различных органов чувств

Сейчас вы отвечали и придумывали вопросы, рассматривая картину, т.е. в этом вам помогало зрение (на доске или на экране появляется символическое изображение глаза). 

Но у человека есть и другие органы чувств, при помощи которых он воспринимает окружающий мир: это слух, обоняние, вкус и осязание (на доске или на экране появляются символические изображения уха, носа, рта (языка), руки.

Попробуйте представить, что вы оказались за столом на дне рождения у Мухи-Цокотухи (на доске или на экране появляется соответствующая иллюстрация), о чем бы вам могли «рассказать» ваши органы чувств…  

1.2.цокотуха2

Класс делится на четыре группы, каждая получает по одному вопросу: «Какие звуки вы бы услышали?», «Какие запахи вы бы почувствовали?», «Что можно было бы попробовать на вкус?», «Что бы вы ощутили, если бы стали до всего дотрагиваться?».

При подведении итогов работы каждая группа рассказывает о «своих» впечатлениях, при необходимости класс дополняет. Желательно, чтобы ответы включали как явную, так и неявную информацию, например, вдалеке могут быть слышны раскаты грома, может доноситься запах свежескошенной травы, на вкус можно попробовать не только съедобные продукты, но и салфетку, вилку и т.д. 

4. Физкультминутка

Учитель называет различные признаки, если объекты с такими свойствами были на картинке – ученики хлопают, если не были – не хлопают. В случае расхождения мнений (все не хлопнули – кто-то хлопнул, он обосновывает свое мнение или выбывает).

Примеры признаков для проведения упражнения: гладкие, теплые, пушистые, мокрые, светлые, плотные, острые, тяжелые, липкие, соленые, звонкие, толстые, глубокие, быстрые, крепкие, яркие, тесные, громкие, прозрачные, пустые, влажные, неподвижные, мохнатые, высокие, скрипучие, раскаленные, пыльные, скользкие, сладкие, редкие, спутанные, аппетитные, ледяные, тихие, пестрые, густые, шершавые, мягкие, легкие, шумные, кислые, колючие, ароматные, холодные, тонкие, резкие, грязные, горячие, сломанные, узкие, тусклые, хрупкие, круглые, железные и др. 

5. Решение проблемных ситуаций

Весело было на дне рождения у Мухи-Цокотухи, но тут появился паук-злодей, который хотел погубить муху… Хорошо, что вовремя прилетел комарик и саблей отрубил голову пауку, а если бы его не было? Как можно было спастись мухе – или «пропадай, погибай, именинница!»?…

Желательно рассмотреть ситуацию с разных сторон: что могла бы сделать сама Муха-Цокотуха и как могли бы помочь гости.

А если бы паук был не только злой, но и волшебный, как медуза Горгона: кто посмотрит ему в глаза, сразу превращался бы в камень, как тогда можно было бы с ним справиться?  

Возможные варианты решения: смотреть на тень, на отражение в зеркале, подлететь сзади, набросить на него плащ, ориентироваться по звуку и др.

6. Расширение кругозора

«То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки, 
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов, 
Будем танцевать!..» 

На свадьбу к мухе пришло много гостей: и бабочки, и стрекозы, и жуки, и муравьи, и блошки, и мошки, и мотыльки, и кузнечики, и пчелы…(учитель на доске вывешивает соответствующие изображения или названия)… 

Они все такие разные, почему же тогда относятся к одному и тому же классу насекомых? Что их объединяет?

Это не размеры, потому что длина блохи – несколько мм, а жуки-палочники встречаются и больше 30 см!

Это не среда обитания, потому что насекомые живут и на земле и в воде, и глубоко в пещерах и высоко в  горах…

Это не крылья, потому что у мотыльков они легкие и хрупкие, а у жуков они жесткие и тяжелые, а у тараканов  их нет вообще…

Это не окраска, потому что даже стрекозы бывают синие и зеленые в зависимости от того, где они живут: на лугу или возле воды…

Это не способ питания, потому что пчелы-вегетарианцы, а вот жужелицы – хищники, жук-дровосек питается древесиной, а комары – кровью… 

Это не продолжительность жизни, потому что бабочка-поденка живет всего несколько часов, а самка муравьев – до 15 лет…

Что же все-таки есть общего у всех насекомых?

После обсуждения желательно «контрольный ответ» зачитать из энциклопедии или словаря: наличие 6 лапок и насечек на теле (отсюда и название).

7. Решение изобретательских задач про насекомых

Исходя из конкретных особенностей класса, данный этап занятия может проходить не в виде решения задач, а в виде устного журнала «Интересные факты из мира насекомых». 

Примеры задач (количество и содержание – по выбору учителя):

  • Укус пчелы – неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Такие гигантские пчелы живут в Индонезии, их укус смертелен для человека, но меда они приносят очень много. Гнезда пчел – величиной до полутора метров –  подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собирать вкусный мед без жертв. Каким образом? (Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых, мед собирают по ночам или в очень влажную погоду, когда пчелы не летают.)
  • Все видели в лесу муравейники. А как узнать, проветривают ли муравьи свой домик или нет? (Провели опыт: поверхность купола муравейника опрыскивали цветным лаком. Через 4 дня окрашенный слой исчез, и купол принял свой обычный цвет. Раскопки муравейника показали, что окрашенные частицы находятся на глубине 10 см под поверхностью купола и с каждым днем уходят все глубже. Краски, нанесенные еще несколько раз, также ушли вглубь купола. Но через месяц они одна за другой стали вновь появляться на поверхности - именно в том порядке, в каком наносились. Муравьи постоянно выносят материал от основания кучи наружу, и слой, лежавший сверху, оказывается все глубже, пока не придет, наконец, его черед снова появиться на свет.)
  • Японские ниндзя в средневековье выполняли самые невероятные задания. Вот ниндзя с тайным поручением проник в замок феодала… Перед входом в совершенно темную комнату на чердаке у него возникло подозрение: не ждет ли его там засада. Как разрешить сомнения? (Ниндзя замер и прислушался: если люди в засаде не выдадут себя сами, их выдаст громкое жужжание комаров…)
  • Зачем рыбаки летними ночами направляют в воду лучи прожекторов? (Чтобы увеличить улов рыбы: насекомые летят на свет, падают в воду и становятся кормом для рыб.)
  • В давние времена небольшой греческий корабль с экипажем в 60 человек вступил в бой с турецкой галерой, имевшей на борту 500 моряков и пушки. Турки были уверены в победе. Но в этом бою победили греки, правда, не без помощи насекомых. Как им это удалось? (Когда суда сблизились, на галеру полетели ульи, и разъяренные пчелы набросились на турок. Началась паника… Греки взяли галеру на абордаж, надев маски и обмотав руки тканью…)
  • Однажды древнегреческий царь Минос пообещал корзину золота тому, кто сумеет пропустить нитку через большую витую раковину с отломанным концом. Как решить эту задачу? (Привязать к нитке муравья и запустить его в раковину – именно так поступил великий изобретатель древности Дедал.)
  • Индейцы Америки часто ночью передвигались гуськом – след в след. Но чтобы наступить точно в след, его нужно видеть. Как быть, ведь любой свет может заметить неприятель? (Индейцы привязывали к ногам выше пятки светлячков, таким образом, для противников они оставались невидимыми, а сами не теряли следы друг друга из виду.)
  • Пчелы иногда болеют. Разработаны лекарства, чтобы их лечить. Но как их дать целому рою пчел? (В Германии сделали пористый шарик, который пропитывается лекарством и запускается в улей. Пчелы, стремясь вытолкать посторонний предмет, получают необходимое лечение.)
  • Для ловли рыбы в верхних слоях воды кузнечики незаменимы. Но попробуй их поймай: трещит и прыгает вокруг множество, а в коробке ни одного! Как рыболову набрать кузнечиков? (Насекомых собирают рано утром, по росистой траве, пока не взошло солнце и подсушило им ножки и крылышки – они не способны к прыжкам.)
  • В случае опасности жук-бомбардир с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом сам себе он ожогов не наносит. Как ему это удается? (Кипящая жидкость представляет собой смесь двух веществ, по отдельности не ядовитых, которые выбрасываются из двух камер на теле жука, а уже смешиваются они вне его организма.)
  • Тля тоже защищается выделением и метким попаданием жидкости на тело врагов, но ядовитые вещества она вырабатывать не может. В чем заключается ее секрет? (Тли вырабатывают смесь, которая на воздухе твердеет и образует восковую пластинку. Она-то и сковывает челюсти, ноги, крылья – смотря куда попадет.)
  • После небольшого лесного пожара под обгоревшей елью с почерневшими нижними ветками был обнаружен муравейник с невредимыми обитателями. Как мог муравейник уцелеть во время пожара? (Муравьи могут гасить легкое пламя струйками муравьиной кислоты.)
  • Почему птиц в лиственных лесах гораздо больше, чем в хвойных? (Потому что птицы кормят птенцов гусеницами, которые в основном питаются листьями.)
  • Если у вас в саду есть пасека, то соседи этому не очень рады, ведь пчелы, летая по дороге к улью, их могут покусать. Как быть? (Если пасеку оградить высоким двухметровым забором, то пчела, покидая улей, будет резко взлетать в высоту, и на своем пути никого уже не ужалит.)  
  • То, что чистота – залог здоровья, знают все. Но как ее можно было соблюдать, как избавляться от вредных насекомых (вшей, блох) партизанам в лесу? (На ночь белье оставляли в муравейнике, наутро вся «живность» исчезала.)

8. Подведение итогов занятия

Обсуждение: какие органы чувств лучше развиты у человека,  а какие у насекомых и почему? Какие органы чувств больше всего «принимали» участие в занятии (или, может быть, какие-то среди них есть лишние?).

Занятие 3. Чуковский К.И. Мойдодыр

Преобразование сюжета во времени

1. Игра «Черный ящик»

Занятие начинается с того, что при помощи разных органов чувств, кроме зрения, нужно узнать, что находится в «черном ящике». Т.е. «черный ящик» можно потрясти, приоткрыть, чтобы ощутить запах; дать ощупать предмет и попробовать на вкус.  Желательно, чтобы «экспертами» по каждому способу обнаружения были разные учащиеся.  

Игра проводится несколько раз, предметы для игры: мыло, небольшая мочалка (губка), деревянная расческа.

2. Упражнение по сочинению метафор

А еще можно было предложить вам узнать эти предметы по описанию: что такое «ванный кирпичик»?, «поролоновая плюшка»? «карманные грабли»? (сравнения записываются на доске).

Посмотрите внимательно и постарайтесь догадаться, как были придуманы такие образные сравнения. 

Записи на доске оформляются в виде таблицы:

 ванный кирпичик (мыло)   находится в ванной  похоже на кирпичик
 поролоновая плюшка (губка)   сделана из поролона
 похожа на плюшку
 карманные грабли (расческа)   находится в кармане  похожа на грабли

Учитель называет несколько разных объектов, необходимо к ним придумать аналогичные сравнения. 

Последовательность сочинения: 

  • ­выбрать наиболее характерное местоположение или признак объекта, 
  • ­придумать, на что похож объект (по внешним признакам или по функции), 
  • ­составить  словосочетание: прилагательное+существительное.

Примеры сравнений, придуманных учащимися: комнатное солнце (лампочка), домашний ветер (пылесос), космический сыр (луна), кухонный вулкан (чайник), настольный петух (будильник), небесные слезы (дождь), сладкий стаканчик (мороженое).

Исходя из индивидуальных особенностей класса для расширения кругозора можно ввести понятие «метафора» и привести примеры литературных (поэтических) метафор. 

3. Упражнение «Слушай и запоминай»

Все предметы, которые находились в «черном ящике» и помогли нам придумывать образные сравнения, из  сказки К. Чуковского. Как она называется?

На доске или на экране отрывается изображение Мойдодыра.

1.3.мойдодыр

В этой сказке автор использует много различных сравнений, послушайте внимательно текст  и постарайтесь их запомнить…

Текст сказки «Мойдодыр» (в сокращении):

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка как лягушка
Ускакала от меня…

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня…

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

– Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя!...

Он ударил в медный таз
И вскричал: Кара-барас!
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,
Приговаривать:
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,
И кусалось как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался как от палки,

А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной!
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится
И кусает как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил,

Он с Тотошей и Кокошей
По бульвару проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил… 

При подведении итогов класс называет сравнения, учитель на доске  выставляет соответствующие рисунки или надписи (упражнение может проходить в письменном виде, тогда итоги подводятся в виде взаимопроверки). Когда все сравнения названы, желательно обсудить, по каким признакам они были сделаны. Например, не просто сказать: «Подушка сравнивалась с лягушкой», а, например, «Подушка ускакала, поэтому автор ее сравнивает с лягушкой».

4. Работа в группах

Сейчас карточки-сравнения расположены в том порядке, как они встречались в тексте (лягушка, огонь, поросенок, трещотки, оса, палка, волчица, галка).

Но когда в сказке все «завертелось, закружилось и помчалось колесом», то карточки тоже перепутались…

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает по две карточки, причем так, чтобы одна относилась к началу сказки, а вторая – к концу. Группам нужно придумать такой сюжет, чтобы действие начиналось с конца, но, тем не менее, было логичным и последовательным. 

Например, даны слова «оса», «огонь», нужно обосновать, как такое может быть: вначале мыло кусало мальчика как оса, затем самовар убежал от него как от огня.

При подведении итогов работы группы предлагают свои варианты сюжетов, класс может дополнять и уточнять их.

5. Игра на внимание «Путаница» 

Правила игры: учитель называет одну часть тела, а показывать или дотрагиваться может до названной или до другой. Ученикам нужно показывать на ту, которая называется. Игра проходит в быстром темпе на выбывание.

6. Обсуждение «Что было раньше? Что будет потом?»

Как вы думаете, к какому времени суток относится начало и конец действия сказки «Мойдодыр», обоснуйте свое мнение (аналогично – какое время года описывается).

Сюжет сказки закончился благополучно (учитель может рассказать):

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
- Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!.

Но что будет дальше? Попробуйте представить, каким будет мальчик через день? через год? когда станет взрослым? когда станет дедушкой? 

А теперь давайте вернемся в прошлое: что с ним было неделю назад? месяц назад? каким он был в детстве?

7. Решение проблемных ситуаций

К сожалению, подобная история – не редкость. Некоторые малыши действительно не любят мыться, терпеть не могут мыла и мочалки…

Давайте попробуем придумать способы, чтобы им понравилось купаться, чтобы они захотели быть чистыми…

Желательно, чтобы предложения были направлены на то, как сделать, чтобы ребенок сам захотел купаться (например, предложить ему вымыть игрушку (но для этого надо самому тоже залезть в ванну), пускать в воде кораблики, выдувать мыльные пузыри, делать из пены на стенках узоры и т.д.

8. Расширение кругозора

Своя история, прошлое и будущее может быть не только у человека или сюжета сказки, но и у любого предмета… Знаете ли вы, как соблюдали гигиену раньше, когда мыла и мочалки не было?..

Учитель или заранее подготовленные учащиеся выступают с устными сообщениями из истории гигиены (см. Приложение).

9. Подведение итогов занятия

Желательно обсудить концовку сказки: почему мыло должно быть именно душистым? полотенце – пушистым? гребешок – густым? почему «Всегда и везде – вечная слава воде!».

ПРИЛОЖЕНИЕ

(по материалам Internet)

История мыла

Легенда гласит, что латинское слово лат. sapo (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. 

Археологи установили, что уже 6 тысяч лет назад существовало довольно налаженное производство мыла из щелочной соли, растений, золы, животных жиров. В античном мире мыло из козьего или бычьего жира с примесью золы бука было трех сортов: твердое, мягкое и жидкое. Им можно было не только умываться, но и красить волосы.

Скифские женщины делали моющий порошок из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. Затем удаляли раствор скребками, и кожа становилась чистой и гладкой. Хотя мыло уже было изобретено, многие народы еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Даже знаменитый арабский врач Ибн Сина, живший в XI веке, советовал пользоваться мылом только для обмывания прокаженных. Здоровым же он предлагал глину. 

В России мыло начали делать во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века им пользовалась только знать. Крестьяне стирали и мылись щелоком: древесную золу заливали кипятком и распаривали в печке. Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. 

История средств ухода за зубами

По свидетельствам древних летописцев около пяти тысяч лет назад египтяне добивались жемчужной белизны зубов, используя порошок из сухого ладана, мирры, веток мастикового дерева, бараньего рога и изюма. 

Именно на территории Египта появились первые «цивилизованные» зубные щетки, которые представляли собой палочку с опахалом с одного конца и заостренным кончиком с другого. 

В Индии и Китайской империи в качестве очищающих составов для зубов использовались растолчённые после обжига раковины, рога и копыта животных; применялись деревянные палочки, расщепленные на концах в виде кисточки, металлические зубочистки и скребки для языка. 

Первые рецепты зубной пасты относятся к 1500 г. до н.э. Знаменитый врачеватель Гиппократ сделал первое описание зубных болезней и рекомендовал использовать зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением в него натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты. 

Самое раннее упоминание о зубной пасте содержится в египетском манускрипте IV века н. э., её рецептом была смесь порошкообразной соли, перца, листьев мяты и цветков ириса.

В исламском мире уже более 14 веков назад вошёл в употребление специальный корень с дезинфицирующими свойствами. 

В Киевской Руси зубы чистили дубовыми кисточками, которые нужно было очистить от коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а выделяющийся сок обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и дёсны. 

Зубной порошок, близкий к современному, появился в Великобритании в конце XVIII века. В основном он состоял из углекислого кальция (мела), а для улучшения вкуса к нему добавляли мятное масло. Для чистки зубов материально обеспеченные люди использовали зубную щётку, бедняки же довольствовались пальцами.

В январе 2003 года американцы назвали зубную щётку изобретением номер один в списке изобретений, без которых они не смогли бы прожить, оставив позади автомобиль, персональный компьютер, мобильный телефон и микроволновую печь.

История расчески

Расческа – одно из древнейших изобретений человека. Об этом свидетельствуют результаты археологических раскопок. Первые расчески были сделаны из кости, дерева или рога.

Самый древний гребень был обнаружен при раскопках на территории Древнего Рима. Он был сделан из кости животного и имел 8 зубчиков.

В Древнем Египте и на Востоке уходу за волосами придавалось большое значение. Когда в разные периоды было модно бриться наголо, и тогда  и женщины, и мужчины особо старательно ухаживали за … париками. Сначала функции расчески выполнял рыбий хребет, палочка или какой-нибудь репейник, а в качестве заколок в волосы вплетались косточки. 

В Европе первые гребни изготавливали из коровьего рога, они стоили очень дорого и носились в качестве украшения.

Расчёсывание как магическое действие и сама расчёска имели разные значения: с одной стороны, это символ женской красоты, но с другой – символ таинственного, непроходимого. В сказках многих культур встречаются герои, которые во время бегства бросают за собой расчёску, из которой вырастает дикий непроходимый лес или куст, не пропускающий преследователей. О ведьмах говорили, что они расчёсыванием своих волос могли влиять на погоду и вызвать бурю.

История гигиены

История гигиены начинается с древнейших времен, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега. Наблюдения археологов и ученых, изучающих различные артефакты и жизнь племен и народов, сохранившихся до нашего времени и стоящих на низших ступенях развития, подтверждают это. 

Конечно, трудно достоверно определить, когда человек впервые понял, что вода – это универсальное средство гигиены, которое прекрасно избавляет от грязи, ведущей к болезням. Мелкий песок и зола служили прообразами моющих средств, лекарственные растения и минералы помогали при лечении некоторых заболеваний. 

У древних шумер вавилонян и ассирийцев были выработаны строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония и пр. Более того, на шумерском врачевателей называли а-зу или асу – «знающий воду» и изображали в одежде в виде рыбы. 

В Древнем Египте имелись правила по содержанию улиц, домов и удалению нечистот, были оборудованы сооружения по водоснабжению.

В Древней Греции существовала специальная «санитарная полиция», которая наблюдала за строительством домов, продажей пищевых продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось окуривание серой жилых и общественных помещений, для удаления жидких нечистот и стоков была устроена канализация.

В Древнем Риме большое развитие получили водопроводные сооружения, снабжающие население питьевой водой.

Славяне издавна охотно пользовались баней, потому что господствовало всеобщее убеждение, что мытье изгоняет из тела болезни и продлевает жизнь. 

Средневековье традиционно считается временем невежества, грязи и эпидемий. Историческим фактом является то, что христианские мученики с презрением относились к заботе о гигиене. Интерес к гигиеническому состоянию тела считался грехом, и даже беспокоящие его вши считались одним из элементов страдания, предназначенных человеческому роду. Купания производились только от случая к случаю, обычно перед наибольшими церковными праздниками, то есть 3-4 раза в году. 

В городах царила скученность, отсутствовали системы водопровода, канализации, утилизации мусора, очистки улиц, скот размещался в жилой зоне. 

Кажется невероятным, но это факты! 

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости… Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза: при рождении и в день свадьбы… В указе французского короля Людовика XIV говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд… Наполеон Бонапарт предпочитал вместо купания ежедневно обтирать тело одеколоном… В начале XIX в. английская аристократка Мэри Монтегю говорила лицу, обратившему внимание на ее грязные руки: «И это Вы называете грязью? Что бы Вы сказали, увидев мои ноги?»…

Ванные комнаты слыли редкостью, но и те, что имелись, не всегда использовались именно для мытья: богатые дамы принимали в них «ванны красоты» из молока, телячьего бульона, дынного сока или настоя трав. 

При всей пользе для кожи подобные процедуры воспринимались современниками как дорогостоящая прихоть, проблемы чистоты они не решали. Даже в первой половине XIX в. голову мыли не чаще четырех раз в год, предпочитая в остальное время «сухую чистку»: осыпали волосы мелко истолченными миндальными отрубями и долго, несколько часов, потом их вычесывали.

Причиной такого отношения были реки и озера, в которых кишело огромное количество паразитов. Люди тогда не были знакомы с микробиологией, не кипятили воду и просто боялись заболеть. Ежедневный туалет сводился к дорогостоящим кремам, пудре, лосьонам и духам («для подавления запаха»).

А простой народ в средневековой Европе оставался немытым, и это обошлось очень дорого. В 1347-1350 гг. эпидемия чумы – черная смерть – унесла 25 миллионов жизней, что составляло тогда одну четвертую часть населения континента. Франция потеряла от чумы треть населения, Англия и Италия – до половины… 

Историки констатируют, что великая чума, явившись из Китая и Индии и обойдя всю Западную и Центральную Европу до самых отдаленных мест, остановилась на границе Великого княжества Литовского, чье население состояло на 90% из русских, то есть на границе распространения бани. 

А еще точнее, на стыке отсутствия и наличия гигиены. 

Занятие 4. Чуковский К.И. Муха-цокотуха

Восприятие сюжета с разных точек зрения

1. Игра «Да-нетка»

На доске или на экране изображены различные персонажи сказки К.Чуковского «Федорино горе»: сито, корыто, лопата, метла, коза, кочерга, нож, кастрюля, утюг, чайник, блюдце, стакан, сковорода, чашка, ложка, вилка, рюмка, бутылка, стол, самовар, коза, курица, таз, кадушка, лягушка, таракан, скалка, печь, блины, пирог, метла, табурет, салфетка.

Правила игры: учитель загадывает какой-либо объект из числа изображенных, учащимся нужно узнать, что было загадано. Учитель нацеливает детей, что нужно не пытаться угадать («Это будет долго и неинтересно!»), а задавать вопросы, касающиеся различных признаков объекта, так, чтобы круг поиска сужался. Например, «Это живое?» или «Это сделано из дерева?» и т.д. При этом вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было отвечать только «да» или «нет» (соответственно, игра так и называется).

Игра может быть проведена несколько раз: ученик, отгадавший загадку, становится ведущим и загадывает другой объект.

2. Обсуждение сюжета сказки «Федорино горе»

А теперь среди этих персонажей найдите тех, кто был недоволен Федорой?..

А есть ли них те, кому нравилось, что она неряха?..

А те, кому это было безразлично? Почему вы так думаете?..

Учитель обращает внимание учащихся на то, что ситуация одна: «Федора – плохая хозяйка», а мнений – много, в зависимости от точки зрения.

А как сама Федора воспринимала то, что у нее в доме было грязно?

А если бы посуда не убежала, как вы считаете, Федора сама по себе «исправилась» бы или нет?

А почему Федора пошла искать свою посуду, ведь гораздо легче было пойти и купить новую? Могут ли быть еще другие причины, кроме того, что это дорого?

При подведении итогов обсуждения нужно отметить, как и по каким причинам на протяжении сказки изменялось отношение Федоры к посуде и посуды к Федоре.

3. Работа в группах «Точка зрения»

Каждая группа получает название 2-3 персонажей сказки из разных тематических групп (из числа тех, которые не были загаданы в «да-нетке»), необходимо придумать рассказ о себе от лица самого персонажа.

Примерный план ответа: что я вижу вокруг себя? чему я радуюсь? что меня огорчает? чего я боюсь? с кем я дружу? о чем я мечтаю? и т.д.

При необходимости до начала работы можно составить коллективный рассказ от лица одного из персонажей, причем желательно описывать ситуацию образно, иносказательно, чтобы не сразу можно было догадаться, о чем идет речь. Например, «Я живу одна, вокруг себя вижу только стены; радуюсь, когда меня достают из угла, но это бывает нечасто; боюсь огня, дружу с полом, он очень любит, когда я появляюсь; мечтаю, чтобы я никогда не похудела…» (метла).

При подведении итогов работы группы зачитывают рассказы, классу нужно назвать, с точки зрения какого персонажа было сделано описание.

4. Решение сказочных изобретательских задач

Возможны два варианта проведения данного этапа занятия.

При первом подходе учитель по выбору читает начало одной из сказок, («Сливы за сор» или «Прошлогодняя каша» – см. ПРИЛОЖЕНИЕ), не называя ее, и предлагает учащимся придумать способ, как найти аккуратную девушку: ведь, если просто объявить, что молодой красивый работящий парень ищет невесту, то его могут обмануть (притвориться хорошими хозяйками).

Другой вариант работы состоит в том, что учитель сразу называет названия двух сказок, сообщает о том, что у них похожий сюжет, и предлагает учащимся предположить, кому и для чего может понадобиться прошлогодняя каша, кто и зачем будет продавать сливы не за деньги, а за мусор?
Затем ответы учащихся сравниваются с сюжетами сказок.

При подведении итогов желательно подчеркнуть, что герой сказки решил проблему изменением точки зрения: если бы он сказал, что быть неряхой – это плохо, то никто бы в этом не стал признаваться.

5. Игра на внимание «Карлики и великаны»

Правила игры: по команде «Карлики!» нужно присесть, по команде «Великаны» – встать на носочки и поднять руки. Причем команды могут быть не только прямыми, но и косвенными, например: «Вы для муравья!», «Вы для динозавра!» и т.д.

6. Обсуждение смысловой характеристики сюжета сказки «Федорино горе»

Учитель на доске или на экране показывает 8-10 пословиц, среди которых 4-5 о труде, остальные – на другие темы (пословицы записаны под номерами и следуют в произвольном порядке).

Примеры пословиц о труде:

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Была б охота, будет ладиться работа.
Глаза боятся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Делу – время, потехе – час.
Птица крепнет в полете, а человек – в труде.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Умелые руки не знают скуки.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Примеры пословиц на другие темы:

Век живи – век учись.
Давши слово – держись, а не давши – крепись.
Друзья познаются в беде.
Капля камень точит.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Один за всех, все за одного.
Под лежачий камень вода не течет.
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
Рыбак рыбака видит издалека.
Сам погибай, а товарища выручай.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Старый друг лучше новых двух.
Что посеешь, то и пожнешь.

Обсуждение начинается с того, учитель предлагает записанные пословицы разделить на две группы.

Пословицы о труде легко связать с сюжетом сказки «Федорино горе», потому что…

Учащиеся заканчивают мысль и подтверждают этот вывод примерами конкретных пословиц.

Но, может быть, какие-то из других пословиц тоже можно отнести к сказке?

Желательно построить обсуждение таким образом, чтобы учащиеся наглядно смогли убедиться, что, благодаря переносному смыслу, практически любую пословицу можно соотнести с сюжетом всей сказки или отдельного ее фрагмента.

Данный этап занятия можно провести и по-другому: записать 5-6 различных пословиц и предложить обосновать, какое отношение они могут иметь к сюжету сказки.

7. Подведение итогов занятия

Учащимся предлагается выбрать из предложенных или назвать самостоятельно пословицу, которую можно считать своеобразным девизом данного занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сливы за сор
(сербская народная сказка)

У одного человека был сад и дом. В саду росли сливы, а в доме – сын. Стукнуло сыну двадцать лет, и захотел он жениться. Отец думает: «Парень у меня добрый, работящий, видный. Надо женить его на хорошей девушке, чтобы во всем была ему ровня. А где такую найдешь?».
Думал, думал, потом придумал: нагрузил на телегу сливы и повез продавать по селам. Едет, едет, коня подгоняет, а сам кричит очень громко:
– Кому сливы? Берите сливы! Отдаю сливы за сор!
Сбежались бабы:
– Вот невидаль! Рехнулся старик – за мусор сливы предлагает!
Женщины, девушки, невесты бросились по своим домам и давай сор мести. Метут, спешат, стараются: кто наметет больше мусору, тот и больше слив получит.
Ну, и copy же намели! Одна тащит мешок, другая кринку, у третьей полный передник. Несут старику, одна перед другой хвалятся:
– Гляди, гляди, кумушка, сколько copy я наскребла! Целый год его по углам топтали. Хорошо, что такой чудак приехал, – все ему за сливы отдам!
– А ты не смотри, что у меня мало. Еще столько же притащу: чего другого, a мусору у меня в доме хватает!
Третья смеется:
– А мне год собирать – всего не собрать. Столько его набралось, сору-то, – мети, сколько сердце хочет. Смотри-ка, на скорую руку мела, а уже полный мешок. Пускай ребятишки сливами лакомятся!
Собирал старик сор да похваливал, всех сливами оделил. Сам смеется, и бабы смеются. Все довольны – не могут нарадоваться. Полный воз copy набрал, слив почти совсем не осталось.
Тут идет к нему девушка, молодая, красивая – меньше всех copy собрала: несет его в носовом платочке.
– Эх, красавица, – говорит старик. – Уж очень мало ты copy насобирала. Каких тебе еще слив за одну щепотку!
– Ой, дядя, – девушка отвечает. – Не жалко мне для вас мусора, да негде взять. Нет его у меня. И этот-то вот соседи дали за то, что помогала им подметать.
Как услышал об этом старик, обрадовался. Видит – работящая девушка, чистоплотная, раз у нее в доме нет ни соринки. «Ну, – думает, – будет она моему сыну доброй хозяйкой!».
Посадил красавицу на воз и погнал коня в свою деревню. Как приехал, так и свадьбу сыграли. Оженил он сына и не пожалел; до сих пор не может своей снохой нахвалиться!

Прошлогодняя каша
(норвежская народная сказка)

Жил-был в Нурлане крестьянский парень и собрался он жениться. А матушка у него была женщина опрятная, дом свой всегда в чистоте держала.
– Люблю, чтобы кругом все прибрано было, чтобы нигде ни пылинки, – говаривала она.
Вот и сыну хотелось жену такую же чистоплотную, как и мать: чтобы чисто стряпала да горшки чтоб у нее блестели. «Только как дознаться – чистоплотная она или неряха?»
Думал он, думал и под конец надумал. Обмотал пальцы холстиной, прикинулся, будто у него рука болит, и отправился в путь.
Пришел он на хутор, где у хозяев дочка была на выданье, и давай свататься. Приняли его, как водится жениха принимать: с пивом и с брагой, со снедью и с веселой беседой. Родители все дочку нахваливают: и красавица, и умница, и аккуратная, и домовитая…
Завели еще разговор о том-о сем, а потом стали спрашивать, что это у него с рукой приключилось.
– Да тролль мне палец попортил, и не лесной тролль, не горный, а болотный. Из всех троллей он – самый злющий. Кто только меня не смотрел – и лекарь, и ворожеи… Только нет такого средства, чтоб моей беде помочь, – говорит парень.
– Покуда жив, от любой беды средство найдется, от одной смерти не спасешься, – говорят хозяева.
– Ваша правда; сказывают, есть одно средство, – молвил парень.
– Какое же? – спрашивает хозяйская дочка.
– Каша прошлогодняя. Натрешь кашей руку, все и пройдет. Да только где такую кашу сыщешь? Наши хозяйки горшки дочиста отскребают. Вчерашнюю кашу и то редко где встретишь. Где уж тут прошлогоднюю найдешь!
– Ха-ха-ха! – захохотали мать с дочкой. – Такого-то добра да не сыскать! Ну, мы от твоей беды средство найдем. В наших плошках, горшках да мисках, в старых чугунах да кашниках не то что прошлогодняя каша найдется, но и такая что семь, а то и четырнадцать лет стоит!
Вот тебе и чистоплотная невеста!

 Данный материал взят из пособия Как развивать креативность у детей — М.: Вита-Пресс, 2015

Автор рисунков: Диченкова Софья


ТРИЗ-педагоги Ольга Ламзина и Евгения Гин разработали пособие «Путешествие по миру книг и мультфильмов». Данное пособие представляет собой сценарии 12 развивающих занятий для детей 7-8 лет. Каждое занятие построено на сюжете того или иного литературного произведения. Подробнее здесь.


Зарегистрироваться на семинары по ТРИЗ-педагогике для учителей можно здесь.


Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.

Гин Светлана Ивановна

Гин Светлана Ивановна

Гин Светлана Ивановна — учитель начальных классов квалификационной категории «учитель-методист», доцент кафедры акмеологии Гомельского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент.

Отличник образования Республики Беларусь, лауреат премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся.

В 1989 году окончила педагогический институт по специальности «учитель начальных классов». В 1990 году прошла обучение по ТРИЗ-педагогике и начала проводить занятия по развитию творческого воображения с учащимися начальных классов (с детьми SI Gin v biografiaразличного уровня подготовки: от классов индивидуального внимания до классов ускоренного обучения). С 1997 года — руководитель творческой группы воспитателей детских садов и учителей начальных классов, использующих в своей работе элементы ТРИЗ. Учитель экспериментального класса по использованию методики ТРИЗ в преподавании общеобразовательных предметов (1999-2005 гг.; 2005-2009 гг.), руководитель республиканского экспериментального проекта по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников с высоким уровнем учебной мотивации (с 2012 г.).

Провела более 50 авторских семинаров для учителей начальных классов различных регионов Беларуси, России, Украины. Более 80 публикаций в российских и белорусских периодических изданиях: газеты «Первое сентября», «Аргументы и факты», «Настаўніцкая газета»; журналы: «ТРИЗ», «Адукацыя і выхаванне», «Народное образование», «Пачатковая школа», «Сельская школа», «Школьные технологии» и др., сборник «Педагогика + ТРИЗ».

Автор книг «Первые дни в школе», «Мир загадок», «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики», «Занятия по ТРИЗ в детском саду», «Зачетные работы по математике и русскому языку, 2-4 классы»; автор программы факультативных занятий «Развитие творческих способностей» (рекомендована Министерством образования Республики Беларусь, 2006 г.). программы факультативных занятий «Математическая радуга» (рекомендована Министерством образования Республики Беларусь, 2010 г.).

Автор образовательного проекта «Качественное образование — это формирование креативности младших школьников» — победителя республиканского конкурсе профессионального мастерства «Учитель года — 2006», член жюри международного конкурса детских проектов «Я —исследователь» (г. Москва, 2005 г.), член совета республиканского клуба финалистов конкурса профессионального мастерства «Хрустальный журавль», ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для Новой Эры».

Контакты:
svetgin@mail.ru

Последние опубликованные

Комментарии

  • КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Татьяна Платонова Татьяна Платонова 19.07.2018 13:49
    Очень полезный список, спасибо. Отметила для себя несколько "срочных" :-) книг. Еще очень на меня ...
     
  • КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Люда Ч. Люда Ч. 25.05.2018 12:15
    Благодарю за статью. Особое отношение к Павлу Парфентьеву и его опыту семейного образования. В ...
     
  • КАРТОТЕКА БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ

    Валентина Валентина 25.05.2018 07:22
    Спасибо большое, очень интересно))))))