Примечание: материалов и источников к данной программе нет, рекомендуем ее использовать как возможный «скелет», на который вы из своих материалов «нарастите» все остальное, либо используете частично».
ПРОГРАММА ДЛЯ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ
(И ДРУГИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГРУПП ВРЕМЕННОГО ХАРАКТЕРА)
ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ
ступень № 1
(для учеников 7-8 кл., 3 дня по 7 академ. часов)
Каждому из нас дан шанс, упустив который, мы заменяем его чем-то второстепенным.
Алан Милн
1) Введение в семинар. Как познакомиться? - Это тоже задача! Разминка для мозгов: задачи-пятиминутки.
2) Правила мозгового штурма. Решение задач: «Защита от тигров»; «Четыре задачи Робинзона Крузо». Рефлексия: что нам мешает решать задачи коллективно?
3) Задачи оценочные. Сколько волос на голове? Сколько рыбы в пруду? Построение модели задачи. Решение задач.
4) Задачи изобретательские. Где водятся эти «звери-задачи»? И зачем их ловить? Что нам дает анализ условия задачи? Красота решения задачи. Понятие о ресурсах. Решение задач.
5) Задачи исследовательские. Прием превращения исследовательской задачи в изобретательскую. Решение задач. Аризенок - первый инструмент начинающего решателя.
6) Особая специальность: универсальный решатель. Специалист и дилетант. Кто шагает первым? Как разбираться в том, в чем не разбираешься?
О Г.С. Альтшуллере.
7) РТВ - развитие творческого воображения. Что такое <инерция мышления> и как от нее избавляться? Оригинальность мышления. Упражнения.
8) Основные выводы. Резюме.
ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ
ступень № 2
(для учеников 8-9 кл., 3 дня по 7 академ. часов)
Задача должна быть кусачей, иначе она - не задача!
А.Л.Камин
1) Введение в семинар. Весь мир - открытая задача.
2) Разминка для мозгов: задачи-пятиминутки.
3) Деловая игра: «Научно-исследовательская лаборатория»
4) Какие бывают задачи? Классификация.
Доведение творческой задачи до математического расчета.
Решение задач: «расчет непотопляемой емкости для пироги Робинзона»;
«Гарри Гудини подо льдом». Ресурс времени
5) Задачи - проекты. Задача о первом десантном парашюте.
«Опасность: цунами»; «Станция СП».
6) Красота решения задачи. Идеальный конечный результат. Ресурс и свертка.
О роботе для таблеток и изобретателе Г. Иванове;
Решение задач.
7) Анализ условия и схема решения.
Решение задач.
8) Особая специальность: универсальный решатель. О Г.С.Альтшуллере.
9) Приемы решения эвристических задач:
принцип копирования; принцип дробления; сделай наоборот...
10) Новизна. Оригинальность мышления.
Задания: круглый квадрат; объект есть, хотя и отсутствует; ...
11) Основные выводы. Резюме.
ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ
ступень № 3
(для учеников 10-11 кл., 3 дня по 7 академ. часов)
Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.
А. Экзюпери.
1.Изобретательская ситуация и изобретательская задача
Условия возникновения изобретательской ситуации. В каких областях человеческой деятельности может возникнуть изобретательская ситуация? Что мы делаем, когда решаем задачу? Задачи в науке, образовании, бизнесе.
2.О сильном мышлении
О свойствах сильного мышления. Об остроумии. Как задать сильный вопрос? Чем наука отличается от не-науки?
3.Информационные фонды, или наука глазами изобретателя
Физические эффекты. Химические эффекты. Геометрические эффекты. Биологические эффекты.
4.Логика АРИЗА
АРИЗ - Алгоритм Решения Изобретательских Задач. Решение открытых задач: физика и химия, биология и техника, реклама и бизнес...
5.Профессия - решатель задач.
Организация труда. Ведение картотеки. Учет времени. Чему мы еще не научились?
Примечание:
Зарегистрироваться на семинары по ТРИЗ-педагогике для учителей можно здесь.
Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.