Особо интересный вопрос — решение творческих, эвристических задач в группах. Такие задачи принято называть «открытыми», они наиболее развивают «творческость» мышления (на западе используют термин «креативность»). Потому мы с вами, уважаемый читатель, не поленимся подробно рассмотреть технологию учебного мозгового штурма (в конце статьи примерные темы УМШ для разных учебных предметов).
Прежде чем говорить об открытом уроке, хотелось бы несколько слов сказать об уроке вообще, вернее, об учителе. Есть еще одна профессия, которая внешне очень похожа на нашу – профессия артиста. У нас тоже есть «сцена» - пространство у доски, у нас тоже есть «зрительный зал» - класс, и нам тоже нередко дарят цветы и аплодисменты. Но есть одно очень существенное отличие...
Каждый педагог желает быть эффективным на каждом уроке. Но жизнь вносит свои коррективы. Бывает и так, что нездоровится, или «драйва» нет, или вообще не успел хорошо подготовиться к уроку. Вот бы найти такую «волшебную палочку», чтобы и в этих случаях всё получалось «по высшему разряду».
Кажется, у меня это стало получаться. Как? Этим «секретом» я и хочу с вами поделиться, дорогие учителя…
Учитель-предметник подготовлен в основном к работе в «знаниевой» парадигме. А вот четкого и внятного ответа на вопрос о том, как обучать в деятельности (в деятельностной парадигме образования), как проверить эффективность урока с точки зрения новых целей образования — у учителя, работающего в основной и старшей школе, нет. Автор предлагает учителям метод разработки сценария урока в деятельностной парадигме.
Месяц назад меня попросили заменить серьёзно заболевшего учителя русского языка и литературы в соседней гимназии. Подумав, я согласилась вести уроки в 7-8 классах. Гимназия частная, элитная, со всеми вытекающими отсюда нюансами. Поэтому ровно через две недели администрация стала интересоваться, как я провожу уроки. Это всё вполне, как говорится, понятно, но вот форма анализа уроков в основном сводилась к фразе: «Вы всё делаете не так». Не скрою, обиделась: не вчера в школу пришла да и вообще… Чуть было не пала духом, но вспомнила про «режиссуру урока». А тут как раз открытый урок нужно давать. Я уже себе представляла, как меня будут по косточкам разбирать, но решила не сдаваться.
Каждая ошибка — это повод вернуться к материалу. Читать параграф — дело бесполезное. Ошибки надо прорабатывать. Но как? Обычная, принятая в школе работа над ошибками, как правило, формальна и не очень-то эффективна. К тому же дети её терпеть не могут. А в деле, которое касается живого языка, формализму и скуке не место. Маленькая рукодельная брошюрка «Проработка ошибок и неточностей» есть у каждого ученика. Как с ее помощью привнести в урок неподдельный интерес?
Шпаргалка — друг или враг, помощник или вредитель? Какова её роль в процессе обучения? И вот здесь все заинтересованные лица делятся на две группы: одни (в основном те, кто учится) — ЗА применение шпаргалки; другие (те, кто учит) — категорически ПРОТИВ, несмотря на то, что хотя бы раз в жизни да пользовались ею. Вроде бы шпаргалка — явный вред, поскольку ученик надеется не на свои силы, а на помощь извне. С другой стороны, шпаргалка может быть вариантом подготовки ученика к экзамену, контрольной и так далее, поскольку является каким-никаким, а конспектом. Кто прав?