В результате серьезного обучения ТРИЗ мы хотим воспитать людей, способных к самостоятельной творческой работе высокого уровня. И для этого мало того, что мы называем «сильным мышлением». Необходимо также умение не сходить с дистанции на половине пути. Мы не проверяли детей по хитроумным тестам, в конце концов, на сдачу любого экзамена или теста можно просто «натаскать».
Магеллан еще не совершил первого кругосветного путешествия, когда Игнатий Лойола уже искал единомышленников. До выхода в свет труда Коперника о гелиоцентрической системе мира оставались десятилетия, когда Организация, основанная Лойолой, имела разработанную теорию и практику воспитания личности... Организация уже существует практически во всех странах, располагает 150 центрами подготовки по всему миру, выпускает периодические издания и книги. Все попытки уничтожить это общество не удались. Имя этой организации — «Общество Иисуса» или «Орден Иезуитов»... В чем же сила и жизнеспособность Ордена?
Однажды задавшись вопросом «а есть ли сегодня, — то есть в 2003 году, — у педагогики теория?» я уже не мог остановиться. «Есть или нет?» — сначала думал я. Затем вопрос перешел в «а что такое теория педагогики?». Далее он перешел вообще на «а что такое теория?» и уже в самом конце на «а что такое педагогика?». «Педагогика заколдована. Она пребывает в «стеклянном гробу», за стенами которого мир живет своей жизнью, а «спящая красавица» видит только свои сны» Так, может быть, не будем ее будить? Или попробуем?
Вероятно, можно было бы объясняться и извиняться по поводу самой постановки вопроса, заявленного в названии «есть ли у педагогики в 2003 году теория?». Нет, это не означает «конец педагогического света». Это означает лишь, что педагогам нет оснований для того, чтобы думать, — и говорить, — о том, что у них есть педагогическая теория. Можно ли при этом жить дальше? Да, можно. Как? Очень просто. Нужно собирать эмпирические факты и создавать для них частные модели, которые позволяют «правильно» работать только с частью этих фактов, то есть именно с той частью, которую удалось собрать.
Почему традиционная школа устроена именно так, а не иначе? Почему именно эта педагогическая система оказалась востребована и живуча? Природа не поскупилась на многообразие. Мы все такие разные — даже живущие рядом. А сколько на Земле рас, наций, религий… Почему же массовая школа во всем цивилизованном мире устроена единообразно? Редкие «авторские» исключения только подтверждают это единообразие. Хотя бы тем, что при всей привлекательности не распространяются настолько широко, чтобы составить конкуренцию традиционному образованию.
Жизненные задачи не похожи на школьные. В них нет четко очерченного условия, заранее известного «правильного» способа решения, единственно возможного контрольного ответа. Все быстрее течение окружающей нас действительности. Все чаще ставит она нас перед выбором. Школьные задачи не похожи на жизненные. И значит им — школьным — пора измениться. Фундаментом нового образования станет формирование «сильного мышления».
От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура — это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм; устоявшихся технологий и способов решения задач. Основное противоречие современного образования, связанное с этой функцией — это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком.